Состояние и основные тенденции в

Интеграция является важнейшим фактором экономического роста и социально-экономического развития региональных экономик. Это положение тем более верно в отношении региональных экономик, не имеющих развитого производственного и научно-технического потенциала, но при этом имеющих достаточно весомый ресурсный потенциал. В развитии интеграционных процессов в большой степени нуждаются регионы Сибири, Дальнего Востока и Северного Кавказа. Природно-климатический потенциал субъектов, выделенных Указом Президента РФ в Северо-Кавказский федеральный округ, огромен . Во-первых, на его стороне природные и климатические условия среды, содержащей горную, приморскую, предгорную и степную зоны, располагающей благоприятными климатическими условиями для выращивания разнообразных сельскохозяйственных культур от умеренно континентальных до субтропических, разведения разнообразных видов домашних и диких животных, различных пород рыб. Во-вторых, благоприятные природные и климатические условия создают основу для развития туризма и отдыха. В-третьих, разнообразие геологических условий создает основу для добычи и переработки полезных ископаемых, сырья и ресурсов. В степной и равнинной зонах округа сконцентрированы большие запасы нефти, сопутствующего газа (добыча нефти и газа ведется во всех субъектов СКФО, за исключением Карачаево-Черкесской Республики), а в горной и предгорной — запасы рудных и инертных материалов, лесных ресурсов, полезных ископаемых с уникальными запасами и качеством . Если оценить данную ресурсную базу с точки зрения «принципа сравнительного преимущества Д. Рикардо» и теоремы Хекшера-Олина-Самуэльсона , то окажется, что регион должен производить чуть ли не все многообразие сельскохозяйственной продукции и продовольствия, вести добычу полезных ископаемых, а завозить продукцию технически сложную. И в связи с этим представляет интерес, насколько корректно данное утверждение. Для решения поставленной задачи в международной практике используют метод «затраты — выпуск» В.Леонтьева . Однако данный метод весьма трудоемкий, но главное — в условиях национальной статистики весьма часто его результаты оказываются на порядок ниже затрат. Поэтому воспользуемся упрощенной технологией и процедурой решения проблемы. Прежде всего возьмем для анализа ограниченную номенклатуру продуктов: цемент, мясо, сахар, муку, масло животное и масло растительное. Выбор продукции сделан с учетом их значимости в межрегиональной торговле субъектов СКФО и в экономиках субъектов. Например, в розничном товарообороте РФ доля мяса составляет 5,7%, масла животного — 0,7%, масла растительного — 0,6%, сахара — 0,9%, а в СКФО соответственно 4,7, 0,8, 0,6 и 1,3%. Названные продукты используются во внешних связях всех субъектов СКФО. Во-вторых, их доля как в вывозе, так и ввозе субъектов значительна. В-третьих, это так называемые стратегические товары для региональных экономик СКФО. Исходя из этих соображений было предложено провести оценку доли предложенных продуктов в межрегиональной торговле СКФО в целом и в отдельных субъектах. Проведенные расчеты и обобщения позволяют выделить следующие тенденции. Первая — выделяются товары и производства, которые с точки зрения производства в целом оказываются выгодными. Для определения эффективности производства рекомендовано принять в качестве критерия долю товара в производстве не менее 25%. К таким товарам в округе относятся: сахар-песок (76%), масло растительное (63,4%), мясо, включая субпродукты I категории (35%), цемент (47%). В то же время, несмотря на то, что указанные товары в целом по округу выступают как бы экспортопроизводимыми, в отдельных субъектах именно этих товаров недоставало, и их ввозили. В частности, КБР вывозит до 19% производимого мяса, но и завозит свыше 10,5%, КЧР соответственно 14,6 и 5,1%, РСО-Алания — 0,1 и 3,6%. Наиболее парадоксальная ситуация наблюдается по маслу растительному. СКФО вывозит почти 74 тыс. т, а ввозит 9 тыс. т. До 74% производимого в Ставропольском крае растительного масла вывозится по межрегиональным поставкам. При этом Ставрополь завозит около 4,5%. Но Дагестан завозит 3156,7 т, Ингушетия — 547 т, Чечня — 454 т, Северная Осетия — 315 т, КЧР и КБР соответственно 13,3 и 23,3 т. При этом следует отметить, что и КБР, и КЧР занимались производством масла и вывозили его в больших объемах, но с 2005 г. уже не вывозят. Аналогичная ситуация наблюдается с сахаром-песком. Например, КЧР, производя почти 21% сахара-песка в округе, вывозит свыше 51%, а завозит свыше 34%. Эта же ситуация повторяется и в Ставропольском крае: при производстве 79% вывозится свыше 68%, а ввозится около 22%. Вторая тенденция — имеются продукты, ввоз которых в производстве превышает 25%, т.е. фактически внутреннее потребление основывается на импорте. Хотя эти продукты производятся или могли бы быть произведены внутри региона. К ним относятся: овощи, плоды, косточковые (слива, алыча), виноград, зерновые (крупы, мука). Особенно негативно данная тенденция проявлялась в таких регионах, как Ингушетия, Чечня, отчасти в КБР и КЧР. Третья тенденция — продукты, ввоз и вывоз которых почти балансируют. К ним относятся: масло животное, молочная продукция (сыры, сметана, йогурт, кефир) и др. Примером может служить масло животное. В целом в СКФО его производится 9469 т, или 3,6% от общероссийского. Основными производителями выступают: Ставропольский край (почти 50%), КБР (почти 30%), КЧР (почти 19%). Но как потребители на первом месте стоят: Ставропольский край (около 51%), Кабардино-Балкария (свыше 25%), РСО-Алания (около 11%), КЧР (6,2%), Ингушетия (5,2%) и т.д. В той же градации регионы СКФО расположились как импортеры масла животного. Проведенный анализ позволяет сделать ряд выводов. 1. Если доля импорта в производстве продукта, который может производиться в субъекте, превышает более 10%, то это говорит о низкой эффективности производства и в целом комплекса отраслей, связанных с производством данного продукта. 2. Если доля экспорта превосходит 25% объема производства, то такой продукт в данных условиях следует признать конкурентоспособным и его производство следует наращивать для внешней торговли. 3. Если доли экспорта и импорта равны по продуктам, то производство таких продуктов нуждается в диверсификации. Как показывает анализ состояния межрегиональной торговли, ни один субъект СКФО не может сам себя обеспечить почти ни одним видом продукции. Регионы СКФО являются дотационными не только в финансовом плане, но также и в материально-сырьевом. В этом плане большинство регионов СКФО являются нетто-импортерами большинства видов сырья и продукции, многие из которых могли бы быть произведены внутри региона. В связи с чем возникает вопрос о причине такого положения региона. Ответ состоит в том, что эффективность и уровень развития регионов зависят не от того, какими ресурсами природных материалов они располагают, а тем, какими производительными силами они обладают, какая логистика сформирована в регионе. В свою очередь состояние последних определяется общественными отношениями и уровнем развития институтов . Данные теоретические положения позволяют провести соответствующий анализ состояния системы межрегиональных экономических связей субъектов CКФО. Выявлены следующие эмпирические тенденции: объем внешнеторгового оборота составляет 14 — 17% от ВРП по округу. В то же время по отдельным субъектам (например, РИ) доля ввоза продукции превышает средний по округу на 15 — 25%. То же самое следует указать и по отдельным продуктовым позициям. На первом месте по ввозу находятся: автомобильный бензин (имеющий растущую тенденцию), топочный мазут, уголь, прокат черных металлов и стальные трубы, шины для автобусов и др. большегрузных автомобилей, шины для легковых автомобилей, деловая древесина, пиломатериалы, цемент. На втором месте в структуре ввоза находятся продовольственные товары: мясо и птица, консервы мясные, колбасные изделия, сыры, брынза, масло животное, масло растительное, сахар, мука, крупа. Третью группу товаров составляют предметы длительного пользования: автомобили, холодильники, телевизоры, стиральные машины и т.п. Ввоз автомобилей имеет тенденцию к росту. При этом наибольший удельный вес имеют Ставрополь — около 74% (в крае в г.г. Ставрополь, Минводы, Пятигорск, Горячеводск действует сеть дилерских контор), РСО и ЧР — по 10%. Напротив, снижение наблюдалось по КБР (около 13%), Дагестану (около 35%), а КЧР и вовсе снизила ввоз автомобилей до 28 единиц с 465 в 2005 г. Телевизоры в 2006 г. в округ не завозились. (По крайней мере, ни один субъект не показывал данную позицию по статистике). Упал ввоз холодильников. Из 9437 шт. на долю Ставрополя приходится 6145, КБР — 4270 и ЧР — 22. Другие субъекты не ввозили холодильники. Аналогичная ситуация и по стиральным машинам. Основным субъектом, снизившим объем ввоза, явился Ставропольский край. Что касается экспорта, то здесь доминирующими выступили: мясо и птица (прирост составил 116%), основными экспортерами данной продукции в округе выступили Ставропольский край (свыше 98,5%), КБР (около 1,5%); консервы мясные (наблюдается снижение по сравнению с 2005 г. почти на 6 тыс. условных банок), основными контрагентами выступили КЧР (около 85%) и Ставропольский край (около 15%); колбасные изделия; сыры жирные (включая брынзу); животное масло (та же тенденция, что и с мясными консервами); растительное масло (единственным экспортером в округе выступил Ставропольский край, который экспортировал 102552 т растительного масла, что почти на 172% превышает предыдущий период, такие контрагенты, как КБР и РСО, которые еще в 2000-е годы вывозили растительное масло, с 2005 г. не вывозят его); сахар (основным поставщиком выступил в округе Ставропольский край, на долю которого приходится более 91% всего экспорта сахара, и КЧР, объем которого составляет 11142 тонны, или около 9%). То же самое наблюдается по муке, правда, с несколько иными пропорциями, но основными агентами выступают на данном рынке Ставрополь и КЧР, доли которых в экспорте составляют соответственно 76 и 14%. Крупа выв зилась исключительно Ставропольским краем. Наконец, важной статьей экспорта в CКФО выступают автомобили, которые экспортировались КЧР в объеме 636 шт. При этом следует указать на тенденцию к росту. По таким товарам, как дизельное топливо, топочный мазут экспорт незначительный, и единственным экспортером выступал Ставропольский край. Деловую древесину, пиломатериалы, уголь и цемент экспортировали КЧР и РСО. Правда, если по деловой древесине и пиломатериалам экспорт продолжается, то по цементу с 2006 г. его не было. Таковы основные продуктовые структурные тенденции в вывозе и ввозе продукции в субъектах Северо-Кавказского федерального округа в 2000-е годы. Несмотря на наличие больших природных ресурсов и сырья, регионы СКФО выступают нетто-импортерами в торговле товарами между субъектами РФ. Субъекты округа больше завозили продукции как в абсолютном (стоимостном и физическом) значении, так и номенклатурном. Речь идет о том, что, во-первых, производимой из собственного сырья и материалов продукции оказывалось недостаточно, чтобы покрывать спрос и потребности; во-вторых, в регионах СКФО производится крайне незначительная по сравнению с потреблением (спросом и потребностями) номенклатура продукции, поэтому то, что не производится внутри СКФО, приходится завозить; в-третьих, качество продукции (включая также внешний вид, упаковку и т.д.), которая производится внутри СКФО, оказывается низким, и поэтому она вывозилась в регионы, потребитель в которых менее требователен а в обмен завозилась аналогичная продукция более высокого качества и с лучшим внешним видом. Это так называемые товарно-продуктовые тенденции, выражающие продуктовые особенности в данном процессе. Но помимо них имеются также и пространственные особенности, которые могут быть выражены в следующих тенденциях. Первая — территориальная неравномерность экспортно-импортных операций. Различные регионы имеют разный удельный вес в объеме межрегиональной торговли. Большинство регионов СКФО выступают импортерами продукции. Однако доля различных регионов оказывается разной. Наибольший удельный вес в импорте имеет Ставропольский край (37-46% импорта СКФО), Северная Осетия-Алания (около 21%), Республика Дагестан (18-22%). Наименьший удельный вес в импорте имели Республика Ингушетия и Чеченская Республика (соответственно 9 и 5%). Основу импорта составляли: автомобильный бензин, топочный мазут, уголь, прокат черных металлов, стальные трубы, шины для автобусов и т.д., шины для легковых автомобилей, деловая древесина, пиломатериалы, цемент, мясо и птица, консервы мясные, колбасные изделия, сыры, брынза, масло животное, масло растительное, сахар, мука, крупа, автомобили, телевизоры, холодильники, стиральные машины, швейные машины. Что касается вывоза, то товарная структура его состоит из нефти и газа, дизельного топлива, топочного мазута, угля, деловой древесины, пиломатериалов, цемента, мяса и птицы, консервов мясных, колбасных изделий, сыров жирных (включая брынзу), животного масла, растительного масла, сахара, муки, крупы, легковых автомобилей, телевизоров, холодильников, стиральных машин. Иными словами, статистически товарная структура импорта и экспорта не имеет существенных различий. Но это особенности статистики. Реально они заметно отличаются. Это видно, если перейти от укрупненной к более детальной номенклатуре. Вторая тенденция — субъектные вариации в структуре импорта. В частности, если Ставропольский край импортирует в основном сырье и материалы, которых нет в регионе или же имеются в нем в небольшом количестве, из них затем создает конечные товары, которые экспортирует в том числе и внутри СКФО, то большинство других регионов импортирует готовую продукцию, которая может быть произведена внутри регионов, а экспортирует сырье и материалы. Обобщение эмпирических данных по динамике и структуре межрегиональной торговли субъектов СКФО позволяет сделать ряд выводов: 1. Межрегиональная торговля как критерий и показатель интегрированности региональных хозяйств в систему общероссийского разделения труда дает основание утверждать о низком уровне этого параметра в развитии территории и всего хозяйственного комплекса СКФО. Речь идет не только (и даже не столько) об объемах межрегиональных хозяйственных связей, сколько о продуктовой структуре ввоза и вывоза. Субъекты СКФО вывозят в основном продукцию низкого качества обработки. В частности, вывозились такие продукты, как нефть, газ, которые не перерабатывались внутри региона, т.к. здесь нет перерабатывающих мощностей и соответствующего качества. Поэтому вывозимая нефть оборачивалась ввозимым бензином, дизтопливом, топочным мазутом. То же самое следует сказать и относительно леса и пиломатериалов. В основном вывозится лес, а завозятся пиломатериалы, мебель. Аналогичное наблюдается по товарам сельскохозяйственного производства: зерну, мясу, молоку. Северо-Кавказские республики и Ставропольский край вывозят большие объемы мяса и птицы, зерна, муки, масла растительного и масла животного, овощей и ввозят большой объем мясных консервов, колбасн